Новые шансы для вашего предприятия
Понятие экономики, экономической науки
Предприятие как субъект хозяйствования
Экономические ресурсы и потенциал предприятия
Основные фонды предприятия. Производственная мощность
Нематериальные активы
Оборотные средства предприятия
Трудовые ресурсы предприятия
Мотивация трудовой деятельности работников
Заработная плата: понятие, виды, принципы оплаты труда

Концепции мотивации труда

загрузка...

Мотивация как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных или общественных целей, существует издревле

Сегодня имеется немало теоретических и практических подходов к мотивации труда: властное принуждение и стимулирование минимальным заработком, метод «кнута и пряника», содержательный, процессуальный, комплексный (рисунок).

Первые два из указанных на рисунке подходов были широко распространены вплоть до начала ХХ в. Несмотря на существенные различия, они имеют общие недостатки: практически не стимулируют творческий труд и развитие работников; не создают предпосылок для действенной мотивации управленческого труда. Кроме того, оба направлены, главным образом, на удовлетворение первичных органических потребностей, что для современного человека недостаточно. В связи с этим появились новые подходы к мотивации труда, основанные на учете и использовании экономических и социально-психологических аспектов современного производства. Они отличаются друг от друга составом потребностей человека, удовлетворяемых в процессе его трудовой деятельности, а также способами их удовлетворения. Это – содержательные и процессуальные теории, концепции мотивации.

Содержательные теории мотивации основываются на структуризации потребностей людей с последующей увязкой их удовлетворения через вознаграждения за достижение целей организации. Эти теории, в первую очередь, стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.

Следует отметить, что содержательный подход более приемлем для мотивации современного работника в развитом обществе, поскольку позволяет учитывать не только первичные, органические потребности человека, но и потребности более высокого порядка. Однако он имеет и недостатки, обусловленные сложностью структуризации и расположения в иерархической последовательности потребностей человека ввиду их многообразия и динамичности. Кроме того, потребности разных людей существенно отличаются: то, что для одного человека представляет ценность, для другого, возможно, не имеет никакого значения.


Большое значение в разработке этой концепции мотивации имеют работы Абрахима Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда и Фредерика Герцберга. Теории потребностей А.Маслоу и Д.Мак-Клелланда рассмотрены выше.

Ф.Герцберг со своими коллегами, изучив факторы, оказывающие мотивационное и демотивационное влияние на поведение человека, и определяющие его удовлетворение или неудовлетворение, выдвинул теорию двух факторов, неодинаково влияющих на мотивацию труда – факторы мотивации и факторы гигиены (рисунок).

Первую группу факторов составляют мотиваторы, непосредственно вызывающие удовлетворенность трудом (в случае их реализации). К ним относят: достижение цели, признание, интересное содержание труда, самостоятельность, ответственность, профессионально-должностной рост, возможность самореализации.


Факторы второй группы сами по себе не вызывают удовлетворенности и не мотивируют высокопроизводительный труд, но их ухудшение порождает неудовлетворенность. Сюда относят физические условия труда, стабильность рабочего места, нравственный климат в организации, вознаграждения.

Концепции мотивации
Концепции мотивации

Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга
Двухфакторная модель мотивации
Ф. Герцберга

Обобщив результаты исследования, Герцберг сделал выводы:

  • Отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом.
  • Наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены.
  • В обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивационного воздействия.
  • Максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены.

Ф.Герцберг утверждал: для того чтобы персонал ощутил полную удовлетворенность своим трудом, менеджер должен обеспечить сначала наличие факторов гигиены (состояние отсутствия неудовлетворенности), а затем обеспечить наличие факторов мотивации (состояние удовлетворенности). Наличие лишь одной из групп факторов не приводит к удовлетворенности персонала своим трудом.

Двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга успешно эмпирически подтверждалась и так же успешно опровергалась. Одним из главных спорных вопросов дискуссии был вопрос о зарплате, который Ф.Герцберг отнес к факторам гигиены. Тем не менее, теория была признана многими учеными, включая маркетологов, и повлияла на развитие таких концепций, как функционально-инструментальная концепция качества обслуживания. Практическая направленность теории состоит в том, что манипуляция атрибутами труда позволяет влиять на удовлетворенность персонала своим трудом. Такая направленность делает теорию Ф.Герцберга необычайно привлекательной для применения в контексте аудита внутреннего маркетинга.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ появились позже содержательных и основываются в первую очередь на том, что как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. В этих теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.

Иными словами, работник, поняв задание и возможные вознаграждения за их выполнение соотносит эту информацию со своими потребностями, возможностями, готовностью совершить необходимые усилия. После чего он выбирает для себя определенное поведение.

К основным процессуальным теориям относят теорию ожиданий Врума, теорию справедливости Адамса, теорию трудовой мотивации Аткинсона, модель мотивации Портера – Лоулера. читать далее...>>

Человеческие потребности и мотивация труда далее...>>
Теория трудовой мотивации Д. Аткинсона далее...>>
Теория справедливости (равенства) далее...>>
Модель Портера – Лоулера далее...>>
Теория ожиданий Врума далее...>>
Мотивация труда далее...>>
 
© 2010 г.