Новые шансы для вашего предприятия
Понятие экономики, экономической науки
Предприятие как субъект хозяйствования
Экономические ресурсы и потенциал предприятия
Основные фонды предприятия. Производственная мощность
Нематериальные активы
Оборотные средства предприятия
Трудовые ресурсы предприятия
Мотивация трудовой деятельности работников
Заработная плата: понятие, виды, принципы оплаты труда

Мотивация труда

загрузка...

Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Эти и многие другие вопросы обязательно возникают тогда, когда происходит управление людьми. Руководство организации может разработать прекрасные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы передачи и обработки информации, установить на предприятии самое современное оборудование и использовать самые совершенные технологии. Однако все это будет сведено на нет, если члены организации не будут работать должным образом, если они не будут справляться со своими обязанностями, не будут стремиться своим трудом способствовать достижению организацией ее целей и выполнению ею своей миссии.

Готовность и желание человека выполнять свою работу являются ключевыми факторами успеха функционирования организации. В то же время, как показывают специальные исследования, большинство работников практически во всех сферах человеческой деятельности продуктивно работают меньше половины своего рабочего времени. Такая ситуация огорчительна и исключительно убыточна. Главная причина этого, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, в недостаточной, неэффективной мотивации труда.

Результативность деятельности работника определяется, прежде всего, индивидуальными возможностями и личной заинтересованностью, а также осознанием его собственной роли в коллективных усилиях. Работник, приходящий каждый день на работу и выполняющий определенные функции, - многогранная личность, его нельзя рассматривать только как рабочую силу. Цели менеджера – рост производительности труда, повышение качества продукции, рост эффективности производства – и цели работника как личности с его многообразными потребностями, часто не совпадают. Поэтому менеджеру необходимо решать задачу совместимости этих двух несовпадающих целей.

Имея определенное расположение, имея желание и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую работу персонифицирует. И если хорошо знать и понимать, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно разработать эффективную систему форм и методов управления персоналом. Социально-экономической основой активизации усилий персонала, направленных на повышение результативности их деятельности, является мотивация труда. Для формирования надлежащего отношения к труду необходимо создавать такие условия, чтобы персонал воспринимал свой труд как сознательную деятельность, являющуюся источником самосовершенствования, основой профессионального и служебного роста.


Жизнь привела к необходимости более глубокого осознания того объективного фактора, что от одностороннего внешнего принуждения работников к труду необходимо переходить к более совершенной комплексной системе стимулирования, в максимальной степени соответствующей потребностям, интересам и способностям работников. Побуждение, а не принуждение к труду – главная составляющая мотивационного механизма, направленного на непрерывное развитие и повышение качества рабочей силы и на этой основе – роста производительности труда. В отличие от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, побуждение позволяет таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно.

Из сказанного выше становится очевидным, что мотивация труда – одна из важнейших функций менеджмента, представляющая собой стимулирование работников к деятельности для достижения целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей. А мотивационный менеджмент является эффективным типом современного управления персоналом.

Мотивационный менеджмент – это управление, построенное на приоритетах мотивации делового поведения, т.е. на создании условий заинтересованности в результате и стремлению к его достижению.

Наличие эффективной системы мотивации и стимулирования персонала является необходимым инструментом менеджмента любой организации.

Главными рычагами побуждения людей к деятельности являются мотивы и стимулы.

Motif - в переводе с французского – побудительная причина, повод к тому или иному действию.

Применительно к персоналу – мотив – это желание человека удовлетворить свои потребности; это – активная движущая сила, определяющая поведение людей.


Мотивы бывают внутренние – потребности, желания, инстинкты, определяющие отношение человека к своей деятельности (любовь к труду, стремление к творчеству), и внешние, которые связаны с воздействием на человека факторов, приводящихся в действие другими людьми и обстоятельствами. Внешние мотивы – стимулы – это возможность получения средств для удовлетворения своих потребностей.

Мотивация (лат. «movere» - движение) – это процесс создания условий, оказывающих воздействие на поведение человека. В более широком понимании мотивация – это совокупность внутренних и внешних сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности, направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

Система мотивации на уровне предприятия базируется на соблюдении определенных требований:

  • обеспечение одинаковых возможностей занятости и служебного продвижения в соответствии с критерием результативности труда;
  • согласование уровня оплаты труда с его результатами, т.е. справедливое распределение доходов в зависимости от результатов;
  • создание надлежащих условий для защиты здоровья и безопасности труда;
  • обеспечение возможностей профессионального роста, повышения квалификации работников.

Только при соблюдении двух требований – ценности вознаграждения и его справедливости, - можно говорить о том, что система мотивации будет стимулировать работника. Если же этого не происходит, можно ожидать, что производственное поведение работников будет не эффективным. читать далее...>>

Человеческие потребности и мотивация труда далее...>>
Теория трудовой мотивации Д. Аткинсона далее...>>
Теория справедливости (равенства) далее...>>
Концепции мотивации труда далее...>>
Модель Портера – Лоулера далее...>>
Теория ожиданий Врума далее...>>
 
© 2010 г.