Новые шансы для вашего предприятия
Понятие экономики, экономической науки
Предприятие как субъект хозяйствования
Экономические ресурсы и потенциал предприятия
Основные фонды предприятия. Производственная мощность
Нематериальные активы
Оборотные средства предприятия
Трудовые ресурсы предприятия
Мотивация трудовой деятельности работников
Заработная плата: понятие, виды, принципы оплаты труда

Первичные нематериальные активы

загрузка...

Торговая марка - это словесное или графическое изображение (символы, знаки, слова, предложения), используемое для отличия однотипных товаров и услуг разных производителей.

Торговая марка защищается законодательством от несанкционированного использования другими фирмами путем регистрации ее в государственных органах, что позволяет владельцу выделять среди других прочих определенные продукт или услугу.

Торговую марку предприятие может получить следующим образом:

  • Приобретение торговой марки:
    • как самостоятельной единицы.
      В этом случае первоначальная стоимость торговой марки состоит из покупной стоимости и других затрат;
    • совместно с предприятием, когда торговая марка входит в состав гудвилла.
  • Создание торговой марки на предприятии.

Патент - является полученным в соответствии с законом правом, позволяющим его держателю использовать, производить, продавать и контролировать некоторый предмет, процесс или род деятельности и одновременно запрещающим осуществлять те же действия другим лицам.

В соответствии с законом «Об охране прав на изобретения и полезные модели» от 15 декабря 1993 года «право собственности на изобретение (полезную модель) удостоверяется патентом. Срок действия патента на изобретение составляет 20 лет с даты подачи заявки в Ведомство. Срок действия патента на полезную модель составляет пять лет с даты подачи заявки в Ведомство и продлевается Ведомством по ходатайству владельца патента, но не более чем на три года. Срок действия патента на промышленный образец составляет 10 лет с даты подачи заявки в Ведомство и продлевается Ведомством по ходатайству владельца патента, но не более чем на 5 лет».


Все виды патентов выдаются на определенный промежуток времени. Это делается для того, чтобы предприятия, внедряющие научно-технические новинки могли получить монопольный доход от использования патента.

Авторские права - это права авторов трудов в области литературы и искусства на монопольное распространение и тиражирование своих произведений.

В соответствии с Законом «Об авторском праве и смежных правах» автор может заявить о своих правах двумя способами:

  • неформально, то есть «обладатель авторского права для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы С в окружности, имени обладателя авторского права и года первого опубликования произведения»;
  • формально, то есть при желании «обладатель авторского права в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных государственных реестрах».

Автор может передать имущественные права другому лицу тремя способами:

  • путем передачи (уступки) их второму иному лицу. При этом происходит полная передача прав новому владельцу, который теперь будет называться «обладатель авторского права»;
  • по наследству;
  • в коллективное управление в пределах переданных полномочий.

Программные продукты

Законом «Об авторском праве и смежных правах» компьютерная программа определена как «набор инструкций в виде слов, цифр, кодов, схем, символов или в любом ином виде, которые выражены в машиночитаемой форме и которые приводят ее в действие для достижения определенной цели или результата». Это понятие охватывает как операционную систему, так и прикладную программу, выраженные в исходном или объектном коде, включая подготовительные материалы и аудиовизуальные отражения, полученные вследствие разработки компьютерной программы. Понятие «компьютерная программа» не распространяется на понятие «база данных».

База данных - это совокупность данных, материалов или произведений в машиночитаемой форме.

Ноу-хау - это конфиденциальная информация, имеющая определенную коммерческую ценность, которую можно купить и/или продать, так как на законных основаниях к этой информации доступа нет.


Законом «Об инвестиционной деятельности» от 18.09.01г. № 1561-XII, с изменениями и дополнениями, ноу-хау определяется как «совокупность технических, технологических коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных».

Спортивные трансферты и использование специалистов

Данный нематериальный актив очень специфичен. Под использованием специалистов понимается ситуация, заключающаяся в том, что предприятие предлагает некоторым своим сотрудникам дорогостоящую программу их подготовки. Взамен такие сотрудники подписывают контракт с предприятием о том, что они не смогут покинуть его в течение некоторого промежутка времени, а также использовать свои навыки без уведомления об этом обучившего их предприятия. Хотя специалисты и подписывают при этом трудовой договор, но, по сути, они передают предприятию права на использование их как специалистов.

То же происходит и со спортсменами. Спортивный клуб создает нематериальный актив - право на спортсмена, которое затем продает другому клубу. читать далее...>>

Понятие, состав и структура оборотных средств далее...>>
Источники формирования оборотных средств далее...>>
Амортизация нематериальных активов далее...>>
Вторичные нематериальные активы далее...>>
Нормирование оборотных средств далее...>>
Понятие нематериальных активов далее...>>
 
© 2010 г.