Новые шансы для вашего предприятия

Путешествие во времени по миру информационных технологий

загрузка...

Переведем часы назад в то время, когда еще не было Интернета с его цветными картинками и более или менее скоростными функциями поиска информации. Перенесемся в 1941 год, так сказать, в год рождения информатики. Именно тогда Конрад Цузе изобрел счетную машину Z3, которая имела функции простого карманного калькулятора, но заполняла собой целую жилую комнату.

В результате возникли технологические инновации в виде изготавливаемых из бумаги перфокарт и разработки программ для управления этой машиной. На сегодняшний день это уже история. Сейчас это все можно увидеть только в музеях или на старых фотографиях, а также на каких-нибудь тоскующих по прошлому сайтах в Интернете. Достижения того времени заложили основу для развития экономической обработки данных (по-английски Enterprise Computing), которая предназначена для автоматизации бизнес-процесса предприятия.

Первая волна экономической обработки данных при помощи базовой вычислительной установки (Mainframe) прокатилась в 80-е годы. Размеры вычислительной машины уменьшились до размеров жилого вагончика, и ЭВМ завоевала рынок легендарной серией C390. Большая часть предприятий была организована централизованно и управлялась одним, очень мощным коммерческим управлением, где принимались все решения. Чтобы поддерживать этот тип бизнес-модели, как нельзя больше подходила центральная и монолитная платформа архитектуры базовой вычислительной установки. Она была предназначена (к примеру, в сфере бухгалтерского учета) для того, чтобы управлять из единого центра общей информацией по расчетным планам. Применение технологии совершенно четко ориентировалось на автоматизацию бизнес-процесса с целью повышения производительности предприятий. Освободившийся при этом потенциал казался в то время почти бесконечным.

И абсолютно ясным стал уже тот факт, что не информатика, а бизнес и его процессы стимулируют введение новых технологий, а именно, информационных технологий.

В конце 80-х годов изменились требования бизнеса. Предприятия активно расширялись и хотели стать конкурентоспособными на общем рынке. Они открывали филиалы по всему миру, и действующая до сих пор централизованная система расчетов должна была, в конечном итоге, разделиться. Центральная монолитная организация этим требованиям больше не отвечала.

Поэтому нахлынула вторая волна в экономической обработке данных, так называемая архитектура «клиент — сервер» (Client-Server-Architecture). Для того чтобы предоставить в непосредственное распоряжение пользователя больше функций, разделили счетную систему, то есть: из одной центральной счетной машины — базовой установки с многочисленными взаимосвязанными точными приборами — система расчетов была распределена на большое количество отдельных персональных компьютеров (PC). На предприятиях, где прежде доминировали такие пионеры в мире «клиент — сервер», как IBM, HP и SUN, на первый план вдруг вышли совершенно новые фирмы Microsoft и Intel.

Наряду с задачей децентрализации бизнеса благодаря архитектуре «сервер — клиент» одновременно был дан ответ и на новое требование: ввод новых небольших отдельных задач в разных областях бизнеса, таких как расчетное дело, производство и т. п., требовал взаимной интеграции. SAP ответила тем, что запустила в производство для предприятий новые, отвечающие стандартам, интегрированные программы информационного обеспечения под названием SAP R/3. Благодаря введению большого количества систем R/3 в разных местах, децентрализованные организации могли отныне виртуально объединиться. Протекание процессов различной сложности для поддержания требований бизнеса повлекло за собой возникновение новой волны в ходе образования процессов: реинжиниринг (анализ и повторное проектирование) бизнес-процессов. Его цель состояла в гармонизации, а соответственно в стандартизации процессов для дальнейшего повышения производительности предприятия. Цельно спаянные друг с другом процессы реализованы в настоящее время и представляют часть ядра этой системы, обозначенной как Планирование ресурсов предприятия (ERP). Основанием для возникновения этой системы также являлся мир бизнеса, который нашел в этой технологии необходимую поддержку.

Что было дальше, мы все хорошо помним: в 1996 году Интернет из доступного только «фанатикам» мира преобразовался в средство коммуникации и вошел, тем или иным образом, в жизнь каждого человека. С помощью интернет-технологий вдруг стало возможным связать все и со всем. Его коммуникационные способности выходили далеко за границы системы, и бизнесмены увидели возможность расширения своей деятельности за пределами определенной сферы и организации. Единственным условием для этого была поддержка открытого интернет-стандарта. Количество способов применения, которые отвечали этому требованию, стремительно росло, и все с целью завоевания новых рынков. Множество предприятий устанавливали прямые 1:1 связи с конкретными партнерами по бизнесу. Другие были вынуждены частично вводить определенные промышленные или фактические стандарты, чтобы поддерживать в дальнейшем свои деловые взаимоотношения. В ходе этого у предприятий появилась возможность выбора деловых программных приложений. Решения по планированию ресурсов предприятия от SAP вводились в основном в качестве программного обеспечения предприятий и интегрировали дополнительные решения партнеров. Кроме того, предприятия устанавливали для специальных требований бизнеса нестандартные программы других заказчиков. Из-за понятия «лучшие в своем роде решения» бывшая до сих пор такой важной интеграция стала вторичной, поскольку интернет-технология вдруг заявила себя как чудо-оружие интеграции. «Лучшее в своем роде» на сегодняшний день подразумевает лучшее из имеющихся на рынке решений определенной категории, вне зависимости от того, кто является производителем или какая степень интеграции достигнута. Например, есть предприятия, которые используют Microsoft Word для обработки текстов, а Lotus 1-2-3 для калькуляции таблиц. Конечно, за этим скрывается определенный умысел.


Довольно быстро наступило и разочарование, ибо для дальнейшего роста оказалось недостаточно только самостоятельных действий. Не хватало интеграции и возможностей коммуникации между потребителями, поскольку Интернет был оснащен только в техническом отношении. Из-за этого многие вопросы оставались открытыми. Что означает заказ клиента в различных программных приложениях разных производителей в разнообразных фирмах при разных, обусловленных законом или национальной спецификой условиях? Необходимо было ввести язык эсперанто (вспомогательный международный язык) в бизнес-процессы. И именно здесь скрывался чертик в табакерке!

Отсутствие общей деловой интеграции вызывало необходимость в том, чтобы связать различные приложения между собой. Результатом явилось экстремальное объединение, производимое посредством технологии. Да, впервые с момента ввода ИТ на предприятиях технология подгоняла бизнес — это странно или нет? Дальнейшее развитие легко описать: ожидания не оправдались. Интернет-пузырь лопнул с невероятным треском и оставил после себя огромное количество опустошенных депозитов акций и обанкротившихся предприятий. Многие предприятия были парализованы и часто до сих пор не могут решиться на кардинальные изменения в разросшихся конструкциях системных областей, так как невозможно оценить последствия.


На том же самом месте мы стоим и сегодня: мы создали информационную технологию, которая является комплексной и отдалена от сферы бизнеса более, чем когда-либо прежде. Тем не менее она побуждает к применению гибкости, чтобы суметь посредством новых моделей бизнеса быстро реагировать на новые требования рынка.

Это основное условие для сохранения конкурентоспособности предприятий. Существующие, разросшиеся системные области зачастую слишком необъятны и требуют огромных затрат для того, чтобы реализовать новые требования на высоком современном, экономическом и качественном уровне. Бизнес сегодня интенсивно запускает информационную технологию и двигается к новым решениям, обеспечить которые должна ИТ. Однако как сделать так, чтобы ИТ не была такой комплексной и внушающей опасения? Как можно повернуть время назад? Очень просто: упростите вашу ИТ! читать далее...>>

Платформы — новые основы информационных технологий предприятия далее...>>
Как отражается состояние рынка на предприятии? далее...>>
Консолидация — наведение порядка по-новому далее...>>
Новые шансы для вас и вашего предприятия далее...>>
От продукции — к предложению решения далее...>>
Консолидация создает инновации далее...>>
Как меняется рынок? далее...>>
 
© 2010 г.