Новые шансы для вашего предприятия
Ценные бумаги, их виды и особенности
Первичный рынок ценных бумаг
Фондовая биржа
Биржевые операции
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Ценные бумаги как объект гражданского права
Информационное обеспечение рынка ценных бумаг
Методы финансового анализа при принятии инвестиционных решений
Рынок ценных бумаг США
Рынок ценных бумаг Великобритании
Рынок ценных бумаг Германии
Рынок ценных бумаг Японии
Рьнок ценных бумаг Франции
История становления рынка ценных бумаг России
Современные ценные бумаги Российской Федерации
Организация и регулирование фондовой торговли в Российской Федерации
Инвестиционные фонды в Российской Федерации
Азиатский финансовый кризис и его влияние на рынок ценных бумаг

Централизованная экономика СССР

загрузка...

В период с начала 30-х годов по 1957 г. правительство разместило всего 45 займов, тогда как в 20-е годы было выпущено в общей сложности 24 государственных займа. Число эмиссий относительно сократилось, однако объем заимствований несравненно возрос, что было причиной влияния ряда объективных факторов на развитие экономики страны в этот период.

Объем заимствований государства в довоенное время составил около 50 млрд руб., а в течение 1941—1945 гг. — более 76 млрд руб.

После войны параллельно с денежной реформой была проведена конверсия займов, распространенных среди населения в период 1936—1946 гг., в облигации Государственного 2%-го займа 1948 г.

Одновременно с этим проходило размещение новых займов. Всего, начиная с 1947 г., были выпущены облигации 11 займов на сумму около 26 млрд руб. (в масштабе цен после реформы 1961 г.). Облигации госзаймов не могли приносить населению ощутимых выгод, поскольку установленные размеры доходов были весьма непривлекательными. Если в 20-е годы они приносили годовой доход в 6— 12%, то в последующем он составлял лишь 2—4% (для облигаций, реализуемых по номиналу). Непривлекательность облигаций зачастую компенсировалась политическим давлением в ходе их размещения. Нередко часть заработной платы трудящихся принудительно выдавалась облигациями. Это позволяло правительству осуществлять крупномасштабные заимствования среди широких слоев населения. В 50-е годы, например, число держателей гособлигаций превышало 70 млн человек.


Государство, привлекая огромные денежные ресурсы, не обеспечивало эффективности их использования и поэтому не всегда своевременно справлялось со своими обязательствами по займам. В таких случаях, исходя из мирового и отечественного опыта, обычно предпринимались конверсии одних займов в другие. В СССР в апреле 1957 г. было принято беспрецедентное решение об отсрочке на 20 лет начала погашения послевоенных займов, что существенно подорвало доверие граждан к способности правительства выполнять свои обязательства. В результате этой акции активность эмиссии государственных бумаг на длительное время была значительно снижена. Погашение «замороженных» послевоенных займов началось немного ранее объявленного срока — с 1974 г. и завершилось к концу 1991 г.


В 60-е годы было осуществлено размещение лишь одного государственного 3%-го выигрышного займа, завершившего свое обращение в начале 80-х. Практика масштабных заимствований возобновилась с выпуском в 1982 г. нового 3%-го выигрышного займа. Облигации свободно продавались и покупались государством в течение всего срока обращения, а в 1990—1991 гг. был повышен процент выплат по ним и проиндексирован (увеличен на 40%) номинал.

Кризис российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития далее...>>
Рынок государственных ценных бумаг далее...>>
Новая экономическая политика далее...>>
Преддверие рыночных реформ далее...>>
Временное правительство далее...>>
Российская империя далее...>>
 
© 2010 г.